Альтернативы диалектики


4. "Отрицательная" диалектика, на мысль ее создателей, должна дать такое представление об "возражении возражения", которое не сможет при любых условиях перейти в позитивность (Адорно). Это и будет означать, что диалектика сама себя отрицает, доказывая возражение к конечной черточке, к абсолютной негации. Адорно даже марксистов предъявлял обвинение в недостаточный "революционности", "консерватизме", поскольку они, дескать, признают наследственность в общественном развитии.

Преувеличение одного стороны диалектики, абсолютизация негации - вот характерная особенность "отрицательной" диалектики. Любая деятельность, активность, инициатива, творчество понимаются ею исключительно как негативность, как возражение. В таком толковании нет места для выяснения положительной роли возражения как утверждение, хотя в любом диалектическом возражении есть и момент утверждения, момент положительного. Если, например, я утверждаю, что "эта вещь некачественная", то этим я одновременно подтверждаю, что есть вещи качественные. Это во-первых, и, во-вторых, в некачественной вещи не может быть все некачественное.

5. Диалектика в концепции ее "отрицательной" интерпретации подается как тотальная критика всего сущего. Тотальный критицизм - это принцип и суть "отрицательной" диалектики. Безусловно, в таком подходе к критицизму есть и положительный момент, поскольку он ориентирует на критическое отношение к действительности, критическое рассмотрение любых проблем - экономических, политических, социальных, научных и т.д. Однако, в "отрицательной" диалектике речь идет о критике лишь как уничтожение, разрушение, метафизическое возражение. Такой подход, кстати, довольно успешно использовали и марксисты, когда им нужно было обосновать необходимость разрушения буржуазного порядка, частнособственнической психологии людей и т.п.. В "Интернационале" есть такие строки: "Весь мир насилия мы разрушим к основе, а потом мы наш, новый мир построим..."

В свое время известный писатель В.Г.Короленко обращал внимание на крюке разрушение большевиками всего старика. В письмах к наркому образования А.В.Луначарского он писал, что старый порядок - это не только эксплуатация, социальная несправедливость, которые нужно отвергнуть, а и управление, организация производства, дисциплина, стимулы к работе и т.п., большевики же "разрушили крепость", а что потом? А потом - разруха, бездна, бесхозяйственность, отсутствие навыков управления. Укажем при этом, что на ни один из писем писателя Эхо-Чарский не ответил, очевидно потому, что Короленко был правый.

Теоретик "отрицательной" диалектики Адорно предоставлял категории возражения всеразрушительного характера, наиболее нигилистического и пессимистического. Разрушительная, отрицательная сторона диалектики была доказана в философии Адорно к абсурду, к "глупой" бесконечности возражения.

6. Определяющим принципом "отрицательной" диалектики есть положения об "не тождественности" как возражение. "Не тождественность" в интерпретации Адорно - это отличие чего-то, это многообразие всего сущего. Адорно противопоставляет принцип "не тождественности" таким категориям, как "позитивность" (создание), "снятие", "становление", "возражение возражения", поскольку они не является негациями в понимании этого философа. Что же к такой категории как тождественность, то Адорно противопоставляет ЕЕ не тождественности (отличия). "Тождественность", на мысль Адорно. фактически возражает многообразие вещей, так как многообразие вещей означает их "не тождественность". Здесь, безусловно, имеет место отступление от диалектики Гегеля, который считал, что тождественность включает в себя и отличие (не тождественность), т.е. у Гегеля речь идет о конкретной тождественности, а не абстрактную, которую Адорно.

Таким образом, можно сделать вывод относительно содержания, сути и принципов так называемой "отрицательной" диалектики, который заключается в том, что "отрицательная" диалектика - это односторонняя, субъективистская концепция, которая выходит из абсолютизации возражения, всеобщего разрушения всего сущего, тотального критицизма, отбрасывание любой позитивности, самоотрицание, и потому не выходит за пределы метафизики. "Отрицательная" диалектика - это, в сущности, антидиалектика.

Есть также мысль, которая альтернативами диалектики является софистика и эклектика, поскольку они выступают как разновидности метафизики.

В самом деле, софистика (с грецк. - соображение, основанное на намеренном нарушении законов логики) за многими своими признаками приближается к метафизике. Софистика строится на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации того или другого определения, на смешивании существенного с несущественным, на ошибочных доведениях (так называемых софизмах), на своевольному выпячивании второстепенных свойств предмету; на использовании разных значений одного и того же слова и т.п.. И в этом отношении софистика, безусловно, имеет много общего с метафизикой. Однако софистика и метафизика - это нетождественные, неоднозначные способы мышления. Софистика, в отличие от метафизики, не является какой-то цельной, самостоятельной теорией познания или его методом. Это во-первых. Во-вторых, софистика как способ мышления имеет исключительно субъективистский характер. Присущий ей своевольная интерпретация фактов неизбежно ведет к агностицизму. Что же к метафизике, то это такой способ мышления, который имеет объективные основы, о которых шла речь выше. В-третьих, метафизика является формой мировоззрения, которое дает представление об определенной картине мира. Софистика же не имеет таких качеств. Она не является мировоззрением. На этом основании, можно сделать вывод, что софистика как разновидность метафизики в целом неравнозначная ей и выступает альтернативой диалектики лишь в определенном значении этого слова, а именно тогда, когда мы рассматриваем диалектику как логику, как науку о законах и формах отображения в мышлении развития объективного мира.

Продолжение темы







Основные разделы


Философия, ее человеческие измерения и смысл


Историческое развитие мировой философии

-
Современная мировая философия

-
Философское содержание проблемы бытия
Сознание
Диалектика и ее альтернативы
Сущность и структура познавательного процесса
Статистика ресурса